Фрагмент для ознакомления
2
готовность Богородицы принять Божью милость и самого Бога, преисполниться Всевышним. Кажется. будто Христос, прислушавшись к заступничеству Матери, благословляет Церковь и весь мир широко распростертыми руками. Он заполнил всю мандорлу, которая предстает как символ неба, фигура Христа даже выступает за границы этого круга, потому что даже небо не может полностью вместить Бога, «обнять» и «удержать» Его (I Царств.8:27).
4. Богородица Оранта (Молящаяся) подобна Богородице Знамения, однако без ребенка Иисуса. Она является заступницей за верующих, и она соединяет землю и небо. Образцы этой композиции находим в римских катакомбах уже с III - IV веков, и не только стенопись, но и на церковной посуде, иногда с надписью Мария, или Мара (древняя восточная форма имени Мария). В Киеве Оранта получила название Нерушимая стена. Скорее всего, это связано с ее величием, а также с событиями истории, которые она выдержала на протяжении веков - войны и лихолетья. Богословское значение названия Нерушимая стена происходит из постоянного и неизменного заступничества Богородицы.
5. Богородица Страстей. Иконы данного типа появляются примерно в XIII-XIV веках, впервые, скорее всего, в Сербии. В Риме, на Западе, в Украине и некоторых восточных Церквях эта икона распространена под названием Богородицы Неустанной помощи.
Композиция иконы включает изображения двух ангелов с двух сторон Богородицы, которые держат крест и другие орудия страстей Христовых (копье). Ребенок Иисус смотрит на крест со сдержанной тревогой и двумя руками держит руку Богородицы и прислоняется к ней. Сама Богородица смотрит на зрителя скорбными глазами, однако этот взгляд не осуждающий, но скорее полный глубокого сочувствия к Сыну, уверяя верующих, что они могут просить у нее заступничества.
6. Богородица - Престол Мудрости
7. Неопалимая Купина.
Оба эти названия в своем основании имеют одну и ту же богословскую концепцию. У них разные названия, но идентичные композиции. Этот иконографический тип является продолжением и развитием Богородицы Знамения. Небесный круг, в котором изображен Христос, дополнен различными дополнительными символами неба: различными пророчествами и видениями. Христос, как и на других иконах, у груди матери благословляет верующих.
В целом, с точки зрения исследователей, для иконографического типа Богородицы характерна определенная художественная символика. Ризы
Богородицы изображаются следующим образом: рубашка синего или сине-зеленого цвета - признак человечности, верхняя риза - пурпурная или красная - символизирует божественность; большие глаза - символ глубокой молитвенной созерцательности; небольшие уста - склонность к молчанию; тонкие губы - символ человека, живущего духовной жизнью; длинный прямой нос - символ красоты и достоинства в средиземноморских культурах; волевая шея - символ внутренней духовной силы; тонкая кость, удлиненные пальцы - символ аскезы и духовности; рука, указывающая на Иисуса - миссия Богородицы - приводить верующих к Христу.
Образ Богородицы отразил смысл всей православной антропологии - обожение как цель христианской жизни. Почитание помимо Христа и Богородицы как Матери Христа и совершенного человека является догмой и религиозной практикой как Восточных (православных), так и Западной (католической) Церкви, а также англиканской Церкви. Для некоторых протестантских Церквей культ Богородицы является «камнем преткновения», хотя почитатели Богородицы считают, что она - человек, которого возвеличил и благословил сам Бог, о чем неоднократно говорится в Новом завете. Православное искусство эстетико-символическими средствами отразило становление догматических особенностей образа Богородицы на протяжении истории.
Одной из основных особенностей русской религиозности является почитание Богородицы, равное и даже большее, чем почитание Христа. Такая любовь к Богоматери в народной среде объясняется, с одной стороны, религиозным страхом перед Христом, а с другой – большей связностью Богоматери с человечеством, её сущностью Матери и Заступницы. «Христос – Царь Небесный, земной образ его мало выражен», – отмечает Н. А. Бердяев [4]. Через образ Богородицы находят выражение и несакральные, земные, природные интенции человеческой души.
С. Стратановский приходит к выводу, что образ Богоматери – это не только образ Матери Христа, но ещё и символ человеческой души, символ соединения ветхозаветного и новозаветного мира [9, 208].
Подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетические памятники, гимнографическое богослужебное наследие.
Первоначальными источниками внебиблейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы. Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем признает достоверность целого ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы.
При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки.
Предпосылки к зарождению наименования «Богородица» появились уже тогда, когда Пресв. Дева носила Младенца во чреве и была именована прав. Елисаветой «Матерью Господа» (Лк 1. 43). Именование это Елисавета дает не по собственному разумению, а по внушению Св. Духа (Лк 1. 41). В апостольские времена мысль о том, что Единородный Сын Божий «родился от жены» и «явился во плоти» была высказана апостолом Павлом [20].
Святоотеческие догматические свидетельства II и III вв. вплотную приближаются к наименованию «Богородица». Свт. Игнатий Богоносец пишет: «Бог наш... по устроению Божию зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого». По свидетельству церковного историка Сократа Схоластика, наименование «Богородица» впервые встречается у Оригена в первом томе толкований на Послание ап. Павла к Римлянам [10, 95]. Впоследствии это наименование получило широкое распространение в богословской традиции.
К концу IV в. наименование «Богородица» стало настолько известно и догматически значимо, что приобрело характер критерия исповедания веры. В соответствии с таким значением этого имени свт. Григорий Богослов решительно утверждает: «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества».
В 431 г. наименование «Богородица» (греч. «Теотокос») догматически было закреплено III Вселенским (Эфесским) Собором. С этого времени именование Пресвятой Девы «Богородицей» в христианской Церкви получило широкое распространение. Смысл Священного Писания в соответствии с традицией времени его создания является во многом метафоричным. И он может рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, это непосредственно слова представленных нам действующих лиц, их суждения и проповеднические высказывания. С другой стороны – это их действия, и широко распространённая образная, символическая система повествования.
Потому в официальном теологическом исследовании выделяют два метода изучения Писания: буквальный, обращающийся к словесным высказываниям, и духовный (таинственный), склоняющийся к поиску смысла в интерпретации образов. Именно ко второму методу относится анализ системы прообразов Богородицы, к которому мы обращаемся в работе.
Прообразом называется такой способ выражения таинственного смысла Священного Писания, когда священные писатели сообщают понятие о каких-нибудь высших духовных предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, события и действия.
Ветхозаветному тексту во многом свойственна такая форма изобразительности, обращающаяся в раскрытии сути духовных категорий к событийности других текстов, в частности Новому Завету, в свете которого многие нюансы начинают выглядеть иначе.
Таким образом, прообраз в ветхозаветном тексте есть предызображение событий Нового Завета, подготавливающее почву для того, чтоб они свершились и были правильно восприняты. Апостол Павел называет Ветхий Завет «тенью будущих благ».
Ветхозаветные прообразы, главным образом, обращаются к тематике ожидания прихода в мир Спасителя. И очевидно, что при широком рассмотрении этой темы невозможно избежать и упоминания Богоматери, как сосуда, через который Бог соединяется с миром, получая человеческое воплощение.
Многочисленность указаний в ветхозаветных текстах на появление Богоматери потому вполне закономерно продиктована ее ролью в дальнейших религиозных событиях. Св. Андрей Критский пишет: «Во всем вообще Богодухновенном Писании внимательный исследователь увидит разные указания на Пречистую Деву Марию, рассеянные повсюду».
Особенно много материала на эту тему исследователям представляют книги законоположения Ветхого Завета, это книги законов (Пятикнижие), поучения и пророчества.